1. Развитие ассоциативного мышления
Этот метод – развитие приёма «вынесение – внесение» и его частного случая «оживление – омертвление», когда свойствами обмениваются не отдельные объекты, а целые классы объектов и явлений.
Порядок работы:
шаг 1: выберите объект или класс объектов, запишите существенные свойства и характеристики объектов;
шаг 2: выберите второй объект (класс объектов), запишите свойства и характеристики;
шаг 3: произведите обмен – свойства, присущие первому классу объектов, припишите второму классу, и наоборот;
шаг 4: опишите максимальное количество следствий из проделанного обмена свойств.
Перейти к задачам
2. Ресурсы и функции объектов
Метод предполагает анализ объекта и его главных характеристик (форма, структура, функции, параметры, последовательность действий) и прогнозирование возможных вариантов применения выявленных ресурсов и функций объекта в решении поставленной задачи.

Перейти к задачам
3. Морфологический анализ
Систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта или явления позволяет получать неожиданные решения, которые при простом переборе наугад обычно пропускаются. 
Порядок работы:
шаг 1: выберите объект или явление;
шаг 2: составьте список всех характеристик объекта (можно выбрать из него самую главную пару характеристик);
шаг 3: для каждой характеристики перечислите все возможные варианты;
шаг 4: составьте наиболее фантастические, необычные сочетания вариантов характеристик объекта;
шаг 5: опишите полученный объект.
Перейти к задачам
4. Метод проб и ошибок. Признаки объектов
Метод проб и ошибок – это самый древний метод исследования, основанный на несистематическом, ненаправленном поиске и переборе вариантов решения задачи (проблемы).
Отличается сравнительной простотой и эффективностью при переборе небольшого количества вариантов решения (порядка 10–20 вариантов).
Перейти к задачам
5. Методы фантазирования
Приёмы фантазирования позволяют из реальных житейских фактов получать факты фантастические, и могут быть применимы для преобразования любых утверждений.

5.1. Прием «дробление – объединение»: разделять объект (факт, утверждение) на составные части (вплоть до атомов), при необходимости снова собрать или придать каждой частице функции оригинала.

5.2. Прием «наоборот»: изменить какое-то качество объекта, факта (или сам факт) на противоположное. Этот прием применим и к самим приемам воображения, тогда, например, из приема «дробление» получим прием «объединение».

5.3. Прием «ускорение – замедление»: ускорить (замедлить) действие объекта так, чтобы появилось новое качество.

5.4. Прием «увеличение – уменьшение»: объект или факт изменить во много раз так, чтобы появилось новое качество. Этот прием достаточно популярен в литературе: люди двигают камни, перемещают горы и стали передвигать планеты и звезды: Г. Гуревич «Прохождение Немезиды», Г. Альтов «Порт каменных бурь».

5.5. Прием «универсализация – ограничение»: сделать факт или объект универсальным так, чтобы его действие распространялось на больший класс явлений (или ограничить). Например, в цикле А. Азимова «Я – робот» – универсальные роботы, все знающие, все умеющие, а у Г. Каттнера «Робот-зазнайка» только и умеет, что открывать консервные банки.

5.6. Прием «уничтожение – возрождение»: если у объекта есть какое-то свойство – уничтожить его, если какого-то свойства нет – пусть появится. В «Звездных дневниках» С. Лема разумные существа уничтожают свою планету, в «Правде о Пайкрафте» Г. Уэллса исчезает вес и т. п.

5.7. Прием «квантование – непрерывность»: если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым – пусть станет непрерывным. В рассказе Г. Альтова «Полигон “Звездная река”» предлагается импульсный режим передачи очень мощного светового сигнала, чтобы достичь сверхсветовых скоростей; у Н. Железнякова «В прозрачном доме» – непрерывное строительство с помощью бактерий.

5.8. Прием «динамичность – статичность»: если факт статичен – сделать его изменчивым, если изменчив – сделать статичным. Пример динамизации технических объектов приведен у Г. Альтова в «Ослике и аксиоме».

5.9. Прием «изменение свойств»: изменить наименее изменяемое свойство объекта или среды, в которой он существует. В «Среде Рея» Л. Теплова создается некий субстрат, который полностью удовлетворяет физические потребности погруженного в него человека, у В. Журавлевой в «Звездной сонате» люди меняют светимость своей звезды, в «Сердце змеи» И. Ефремова говорится о возможности изменения химизма жизнедеятельности организма.

5.10. Прием «вынесение – внесение»: какую-нибудь функцию объекта перенести на другой или наш объект перевести в совершенно другой класс явлений. Например, бионика занимается переносом объекта в другой класс, популярное в научно-фантастической литературе отделение от человека такого качества, как мышление, показано в «Маскараде» Г. Каттнера, «3вездном камне» B. Журавлевой и др.

Конструирование идей по приёмам фантазирования следует по алгоритму:
шаг 1: выберите объект, который хотите изменить;
шаг 2: определите назначение объекта, его основные характеристики и свойства;
шаг 3: выберите прием;
шаг 4: из составленного списка характеристик (шаг 2) выберите ту, которую будете изменять; можно изменять объект в целом;
шаг 5: проведите изменение; выявите, какое новое качество появится в процессе изменения; запишите ход решения.


Перейти к задачам
6. Противоречия
Метод основан на выявлении противоречий при развитии двух тенденций, линий развития, кажущихся независимыми.
Порядок работы:
шаг 1: выбрать две реальные, но внешне не связанные тенденции в развития человечества (науки, культуры, техники и т. д.);
шаг 2: каждую тенденцию независимо друг от друга продолжить в будущее до тех пор, пока она не станет определяющей;
шаг 3: выявить противоречие между развитыми тенденциями;
шаг 4: с помощью любого из ранее применявшихся методов предложить идею, устраняющую противоречие.
Перейти к задачам
7. Системный анализ
Системный анализ изучает системы любой природы и любой сложности.
Предполагает рассмотрение систем и связей с учётом принципов всесторонности, взаимоувязанности, целостности и многоаспектности.
С точки зрения системного подхода объекты, входящие в данную систему, должны рассматриваться и сами по себе, и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением.
Перейти к задачам
8. Идеальный конечный результат
Этот метод позволяет сформулировать лучшее из решений, при котором нужный результат или действие происходит само собой без дополнительных затрат и нежелательных эффектов. При этом значительно сокращается число проб и ошибок. Чтобы получить идеальный конечный результат (ИКР) предлагается использовать утверждения:
  • Система сама выполняет данную функцию.
  • Системы нет, а функции её выполняются (с помощью ресурсов).
  • ункция не нужна.

Перейти к задачам
9. Моделирование маленькими человечками
Суть метода моделирования маленькими человечками (ММЧ) состоит в том, чтобы представить объект задачи в виде множества («толпы») маленьких человечков. Такая модель сохраняет наглядность и простоту, но толпа свободно делится на части. При этом жесткий и потому трудно поддающийся изменениям образ заменяется образом гибким, легко меняющимся.
ММЧ эффективен для задач на передвижение, перемещение, изменение формы и состояния объекта. Порядок работы:
шаг 1: выделенную часть объекта, которая не может выполнить требования идеального конечного результата, представить в виде толпы маленьких человечков;

шаг 2: разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи;
шаг 3: полученную модель рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись обязательные условия задачи и в то же время было бы обеспечено требуемое действие.


Перейти к задачам